Дневник апостола Фомы. Приложения

Приложение 10. Я.Беме. Христософия, или путь ко Христу (отрывок)


К началу

 

 

Теперь следует молитва, или разговор души с девою Софиею во внутреннем основании человека, яко с духом Христовым в новом рождении, происходящим из Его человечества в нас и из души нашей. Какая великая радость бывает на небеси о возрождении человека, с какой любовию целомудренная София обходится с Женихом своим в то время, когда душа входит в покаяние; и как должна поступать душа, когда дева София ей открывается. - Дверь в розовый райский ветроград, не известный никому, кроме чад Христовых, оный познавших.

45. Когда краеугольный камень Христос, в померкшем образе человека, при сердечном обращении и покаянии его подвизается, то в движении духа Христова является душе в сем померкшем образе дева София в девическом ее благолепии, пред коею душа ужасается своей нечистоты. Все ее грехи в ней тогда пробуждаются, и она страшится и трепещет пред Софиею; ибо тут начинается суд над грехами души, так что она, видя недостоинство свое, прячется и стыдится, усматривая красоту своей невесты; входит в чувство себя, унижается и признает себя недостойною приять драгоценность, известную тем только, которые ее вкусили, прочим же невразумительную. Но благородная София приближается к душе в эссенции души, лобзает ее дружественно, тингирует мрачный огонь ее лучами любви своей и просиявает душу своим лобзанием. Тогда душа от великой радости играет, скачет в теле своем, в силе девственной любви торжествует и хвалит великого Бога в силе благородной Софии.

Я хочу здесь представить читателю небольшой намек о том, что происходит с душою, когда невеста объемлет своего жениха; может быть он никогда не испытывал еще сего и потому не знает, что бывает, когда невеста объемлет жениха своего. Итак, пусть узнает и рассмотрит, не угодно ли и ему последовать нам и вступить на то поприще, где душа играет с Софиею.

Итак, когда вышесказанное случится, то душа, радуясь в теле, говорит:

46. Хвала, благодарение и сила, и честь , и слава Тебе, великий Боже, в силе и сладости Твоей, избавившему меня от лютой моей тоски! О преславная любовь! Сердце мое объемлет тебя: где Ты доселе скрывалась? мне казалось, я была в аде и во гневе Божием! О нежная Любовь! пребудь со мною, буди радостию моею и утешением моим! Настави меня на путь правый, я предаюся любви Твоея! Но, ах! я мрак пред Тобою: учини меня ТЫ светом! о дражайшая Любовь, дай мне сладкую Твою жемчужину и сокрой оную во мне! Овеликий Боже во Христе ИИСУСЕ! Ныне я славлю и хвалю Тебя во истине Твоей, в великой твоей силе и славе, простившего мне грехи мои, преисполнившего меня Твоею силою! Радостно восклицаю к Тебе в жизни моей и хвалю Тебя во Твоей крепости, коей никто отверзть не может, кроме духа Твоего в милосердии Твоем. Кости мои радуются силою Твоею, и сердце мое веселится Твоею любовию. Буди вечное благодарение Тебе за избавление меня от ада и за претворение во мне смерти в жизнь! Ныне ощущаю я истину обетования Твоего. О сладкая любовь! не допусти меня паки отвратиться от тебя; даждь мне жемчужный венец Твой; пребудь, пребудь во мне, буди часть моя вовеки, да радуюсь вечно!

На сие ответствует дева София:

47. О возлюбленный жених мой, сила моя и могущество мое! Коль радостно мне сообщество с тобою! Как мог ты меня до того забыть, что я в печали должна была стоять у дверей твоих и стучаться? Я непрестанно взывала к тебе и звала тебя, но лице твое было отвращено от меня, и уши твои обращены к суете; ты не мог видеть моего света, ибо ходил во мрачной юдоли; я была близ тебя и часто к тебе вопияла, но грехи твои держали тебя пленником смерти, ты не узнавал меня. Я приходила к тебе в великой кротости и звала тебя, но ты находился в силе Божеского гнева и не смотрел на мою кротость. Ты сочетавался с диаволом, и он осквернил тебя, он создал в тебе разбойничий свой вертеп суеты, отвратил меня совсем от любви ко мне и верности и ввел тебя в лицемерное ложное царство свое, в котором много грехов и злобы ты произвел. Ты отторгнул волю свою от любви моей, ты разорвал союз со мною и вдался в прелюбодеяние; меня же, Богом данную тебе невесту, оставил в померкшем твоем существе без силы твоего огня. Я не могла радоваться без могущества огня твоего, ибо ты супруг мой, тобою открывается сияние мое, ты можешь открыть и прославить сокровенные чудеса мои в твоем огне жизни: без меня же ты мрачная обитель, в которой единая тоска и мука.

О благородный жених мой! Обрати ко мне лице твое, брось на меня огненные лучи твои, введи в меня вожделение твое и возжги меня, тогда я из моей кротости огненные лучи твои превращу во свет, введу любовь мою через огненные лучи в твою огненную сущность и буду вечно лобызать тебя.

О жених мой! Коль благо мне в сочетании с тобою! лобзай меня вожделением твоим, твоею силою и мощию, и я покажу тебе всю красоту мою и возвеселюсь сладкой любовью моею и ясным светом в твоем огне жизни. Все святые ангелы радуются и ныне с нами, видя, что мы паки сочеталися. О любезный мой! пребудь мне верным, не отвращай лица твоего от меня, и яви чудеса твои в любви моей: к тому Бог возбудит тебя.

Душа говорит потом деве Софии:

48. О многоцветное перло, отверстое пламя света моего в тоскливом моем огне жизни! Как преобразуешь Ты меня своею радостию! О сладкая любовь! Так, я сделался Тебе неверным в отце моем Адаме и мощию огня моего обратился к похоти суеты здешнего мира, за что вечно бы блуждал в мрачной юдоли, если бы Ты, по твоей верности, не вошла в обитель бедности моей, проникнув сквозь гнев Божий, ад и мрачную смерть, и если бы Ты не ввела в огнь жизни моей твою кротость и любовь!

О сладкая Любовь! Ты принесла мне воду вечныя жизни из божественного кладезя и в великой жажде моей напоила меня! В Тебе вижу я милосердие Божие, скрывавшееся от меня, когда я предавался любви беззаконной; в тебе могу я радоваться, ТЫ превращаешь огненную тоску мою в великую радость: ах, нежная любовь! дай мне твою жемчужину, да вечно пребуду в таковой радости!

На сие снова София душе отвечает:

49. Любезный мой Жених и верное мое сокровище! Как радуешь ты меня сим началом! Так, истинно я проникла сквозь глубины гнева Божия, сквозь ад и смерть, в обитель бедности твоей и дарю тебя любовию моею из единыя благодати. Я избавила тебя от оков и уз, коими ты крепко был связан; я сохранила к тебе мою верность, но ты требуешь от меня весьма трудного, и я не смею дерзнуть на оное. Ты хочешь получить в собственность жемчужину мою, но вспомни, любезный жених мой, как ты пренебрег ею в Адаме! И ныне подвержен ты еще великой опасности, блуждающей в двух весьма бедственных царствах: по огненному началу ты странствуешь в такой стране, в которой Бог называется Богом крепким, Богом ревнивым и огнем пожирающим; второе царство, в коем ты странствуешь, есть внешний мир, область воздушная, суетная и поврежденная плоть и кровь, где похоть мира с нападениями диавола ежечасно тебя обуревает. Ты можешь, зарадовавшись сему дару, ввести паки земное в красоту мою и помрачить тем мою жемчужину собственностию своею; можешь устраниться от гармонии с Богом, и тогда я должна уже буду навеки лишиться моего возлюбленного.

Итак, я хочу сохранить у себя мою жемчужину ; я хочу жить в тебе, в твоем умершем было, но ныне во мне оживленном внутреннем человечестве, на небесах и сохранить мою жемчужину до рая. Когда ты совлечешься всего земного, тогда отдам я ее тебе в собственность; ныне же, в земной твоей жизни, дарю тебя лицезрением моим и сладкими лучами жемчужины. Я хочу жить с нею внутрь возкликновения твоего и быть верною и любезною невестою твоею. Я не сочетаваюсь с земною плотию, ибо я Царица небес, и царство мое несть от мира сего; но не хочу отвергнуть и внешней твоей жизни и часто буду посещать ее лучами любви моей. Со зверем же суетности не хочу иметь дела, ибо и сам Бог не сотворил Адама так грубым и земным, но твоя похоть ввела сию скотскую грубость в Адама со всеми сущностями возбужденной суеты и земных качеств, в коих обретается жар и стужа, болезнь, нестроение и повреждение.

О мой возлюбленный! О жених мой! предайся мне, я не оставлю тебя в опасностях твоих в сей земной жизни. Когда возгорится против тебя гнев Божий, и ты устрашишься и подумаешь, что я тебя оставила, - я и тогда буду с тобою и сохраню тебя, ибо ты не знаешь звания своего. Ты должен во время сие трудиться и рождать. Ты корень древа, от коего все ветви в тоске должны рождаться; но я проникну чрез твои ветви в сок их и рождаю плоды на твоих сучьях, а ты сего не знаешь. Всевышний повелел мне таким образом жить с тобою и в тебе.

Для того ополчись терпением, остерегайся похоти плоти, преломляй волю и вожделения ее; держи ее в узде, как бешеного коня. Я часто буду посещать тебя в твоей огня сущности. Я дам тебе лобзание любви и принесу венец из рая в знак любви моей, возложу его на тебя, и ты возрадуешься; но жемчужины моей не дам тебе в собственность в сей жизни.

Ты должен пребывать в самопреданности и слушать, что Господь взыграет на твоей гармонике, в которой звук и звон ты должен дать Ему из моей силы; ибо ты теперь глашатай уст Его и должен возвещать хвалу Его и славу. На то я ныне снова сочеталась с тобою, возложила на тебя рыцарский мой венок победный, приобретенный мною в сражении с диаволом и смертью. Жемчужный же венец, которым я тебя венчала, я сохраняю; ты не должен его носить, пока совсем не будешь чист предо мною.

Душа говорит далее к благородной Софии:

50. Прекрасная и дражайшая супруга! Что могу я сказать в ответ тебе? Повелевай мною, я не могу сохранить сам себя. Ежели тебе не угодно дать мне ныне свою демчужину, буди по воле твоей! Дай мне только лучи любви твоей и сопутствуй мне на сем странническом пути моем. Возбуждай и порождай во мне, что тебе угодно; отныне я хочу принадлежать тебе; не хочу ничего желать, кроме того, что ты во мне захочешь. Я уже терял твою сладкую любовь, не сохранил к тебе должной верности, и чрез то подпадал вечному наказанию, но ты любовию своею вошла в адскую тоску мою, избавила меня от муки и паки восприяла меня в своего супруга. Я хочу преломлять волю мою из любви к тебе, хочу быть тебе покорным и послушным любви твоей, довольно теперь для меня и того, что знаю, ято ты со мною будешь во всех нуждах моих и меня не оставишь.

О сладчайшая любовь! я обращаю к тебе огненное лице мое! О драгоценный венец! возьми меня и изведи скорее из беспокойства; я хочу вечно быть твоим и никогда уже от тебя не отставать.

София утешает душу, говоря:

51. О благородный жених мой! успокойся; я сочеталась с тобою в высочайшей любви моей и соединилась в моей верности; я хочу быть с тобою и в тебе по вся дни до скончания мира; я хочу прийти к тебе и обитель сотворить в твоем внутреннем хоре, в самом тебе; ты будешь пить из моего источника, ибо отныне я твоя, а ты мой, и враг не может уже разлучить нас. Действуй во твоем огненном качестве, а я введу в действие твое лучи любви моей; станем сооружать ветроград ИИСУСА ХРИСТА; ты дай к тому сущность огня, а я дам сущность света и плодоносия. Ты будь огнем, я буду водою; таким образом ты исполнишь то в мире сем, к чему нас Бог определил; будем служить ему во храме Его, а храм его мы сами. Аминь.

К ЧИТАТЕЛЮ

52. Любезный читатель! не прими сего за стихотворную выдумку, - нет, это сущая истина, заключающая в себе Священное Писание; ибо здесь представлена книга жизни ИИСУСА ХРИСТА ясно пред очами, как то познано автором. Это собственный его процесс, и он дает тебе лучшее, что имеет: Бог да подаст преуспеяние! Тяжкий суд ожидает тех, кои кощунствовать над сим будут, от чего каждый сим предостерегается.